Проектная деятельность

Для того, чтобы дошкольное образовательное учреждение успешно функционировало, оно, кроме прочих необходимых для результативной работы компонентов, должно использовать современные технологии. На сегодняшний день метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Это объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе, на что и направлена модернизация образования, в частности дошкольного. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодняшние дошкольники должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Одним из направлений инновационной деятельности нашего ДОУ является педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

 

Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого. Отличие проектной деятельности – ее социальная направленность, социальная значимость конечного результата. Проектная деятельность является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику. Она возникает тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением.

 

В своей работе мы  реализуем следующие виды проектов:

 

1. Исследовательский проект – предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется. Исследовательский проект обогащает дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность.

2. Творческий проект. В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживает уникальное видение мира, повышает креативность дошкольников, дает опыт конкурентного взаимодействия

3. Нормативный проект предполагает создание правил, по которым должны жить дети в детском саду. Нормативный проект инициируется педагогом и предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе. В качестве ситуаций, в которых норма необходима, выступают типичные, повторяющиеся ситуации конфликтного взаимодействия.

 

Темой проекта может стать как определенный раздел образовательной программы, так и события из жизни детского сада, города, страны. Тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит поддержку со стороны педагогов.

Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для проектной деятельности важным является правило: каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Главное в методе проектов – это направленность познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой. Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.

 

В момента внедрения данной инновационной технологии педагогами ДОО была реализована целая серия проектов: «Русские традиции», «Как мы отдыхали летом», «Улицы родного города», «Волшебная вода», «Ветеран, живущий рядом», «Здравствуй, книга!», «Секреты хлеба», «Богатыри земли русской», «Цветная неделька» и др.


«Здравствуй, книга!»

 

«Волшебная вода»

 

«Ветеран, живущий рядом»


«Цветная неделька»

 

«Мой любимый Нижегородский район»

 

«Русская изба»

 

«Улицы Нижнего Новгорода»

 

«Как мы отдыхали летом»